Морские навигационные карты в яхтинге. Морские навигационные карты - скачать Скачать путевые морские карты

Картой называется уменьшенное изображение на плоскости части или всей земной поверхности.

Морские навигационные карты являются одним из важнейших пособий для обеспечения безопасного плавания судов. На морские навигационные карты наносят отдельные участки моря с указанием глубин и грунтов, очертания береговой линии и рельефа, навигационные знаки и опасности.

Значение морских навигационных карт в судовождении.очень велико. Являясь уменьшенным изображением участков земной поверхности на плоскости, морская навигационная карта как бы рассказывает судоводителю о тех районах и условиях, в которых проходит плавание судна. Морская навигационная карта предупреждает моряка об. опасностях и одновременно подсказывает, как ему лучше проложить свой курс.

Морские карты являются древнейшими среди географических карт. Первым известным прообразом современных карт были появившиеся в глубокой древности периоды (от греческого "периплюс" - объезд, окружное плавание). В периплах содержались данные о расстояниях между приморскими населенными пунктами, прибрежных опасностях, местах укрытия...

Позднее появились портоланы (карты), которые по сути представляли собой планы; чертили их на пергаменте. С дальнейшим развитием мореплавания и приемов судовождения портоланы вытесняются уже настоящими картами с нанесенной на них сеткой меридианов и параллелей; их изготавливали не рукописным, а печатным способом.

В 1569 г. голландский ученый картограф Герард Кремер, известный также под латинским именем Меркатор, предложил новые математически обоснованные принципы построения карт, в частности несколько картографических проекций, из которых наиболее известна цилиндрическая равноугольная проекция карты. Эта проекция под названием меркаторской получила всеобщее распространение, и с тех пор до настоящего времени в этой проекции составляются морские навигационные и другие карты, требующие точного изображения углов. Производство русских морских карт, организованное на государственных основах, было начато Петром I. Были составлены и изданы карты на Азовское и Черное моря, атлас карт на реку Дон, тридцать карт на Финский залив и карта Каспийского моря.

Так, в 1714 г. на русском языке был издан атлас морских карт под заголовком "Книга размерная градусных карт Остзее или Варяжского моря", к которому были приложены три частные карты входов в шхеры с моря у Тверминне, Баразунда и Гангута. Этот атлас, обслуживающий русский флот в эпоху Петра I, дважды переиздавался (в 1720 и 1723 гг.).

Большое развитие картографические работы получили в годы Советской власти. В 1953 г. был издан Морской атлас - результат многолетнего труда советских гидрографов.

В 1966 г. был создан полный комплект советских руководств для плавания в Мировом океане, а в 1975 г. завершилось создание мировой коллекции морских навигационных карт, не уступающей лучшим иностранным коллекциям.

В послевоенное время для изучения гидрографических и метеорологических режимов всех океанов регулярно организуются экспедиции на специально предназначенных и соответствующим образом оборудованных судах. В 1974 г. вышел из печати первый том Атласа океанов - уникального научного труда о Мировом океане.

Понятие о локсодромии и ортодромии. Если судно совершает плавание между двумя пунктами и перемещается постоянным курсом, то оно пересечет все меридианы иод одним и тем же углом и его путь изобразится кривой линией, которая называется локсодромией (в переводе с греческого означает "косой бег"). Локсодромия на поверхности Земли изображается в виде спирали (рис. 37), которая приближается к полюсу, но никогда его не достигает. Плавание судна по локсодромии очень удобно, так как оно совершается ОДНИМ И тем же курсом и упрощает расчеты на все время перехода. Однако плавание по локсодромии не является наиболее кратчайшим расстоянием между двумя пунктами перехода.

Рис 37. Изображение локсодромии и ортодромии на поверхности Земли.

Кратчайшим расстоянием между двумя точками А и В на земной поверхности (см. рис. 37) является дуга большого круга, проходящая через эти две точки и называемая ортодромией (в переводе с греческого "прямой бег"). Ортодромия пересекает меридианы под разными углами. При плавании на небольшие расстояния разность в длине между локсодромией и ортодромией незначительна и поэтому ею пренебрегают, поскольку плавание по локсодромии удобнее. Однако при длительных океанских переходах плавание совершают по ортодромии, т. е. по дуге большого круга.

Построение карты в меркаторской проекции. Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называют картографической проекцией.

Поскольку поверхность Земли имеет форму шара, то ее изображение на плоскости невозможно осуществить без искажений. Значит, не существует такой картографической проекции, которая бы не искажала изображаемую на ней земную поверхность. Из большого числа различных картографических проекций можно, однако, выбрать такую, которая удовлетворяла бы основным требованиям, предъявляемым к морской карте.

1. Желательно, чтобы линия локсодромии (постоянного курса) изображалась на морской карте в виде прямой линии, как наиболее простой, прокладка

Рис. 38. Построение меркаторской проекции

Которой осуществляется с помощью линейки и транспортира.

2. Все углы на карте должны соответствовать тем же углам на местности, и тогда форма очертаний суши и различных предметов на земной поверхности будет соответствовать их изображениям на карте. Это значит, что картографическая проекция должна быть равноугольной.

Таким образом, углы, измеренные штурманом между какими-либо ориентирами на местности, будут соответствовать углам между теми же ориентирами на карте, отвечающей последнему условию. Зрительное восприятие района плавания будет соответствовать его изображению на карте. Наиболее полно таким требованиям удовлетворяет равноугольная нормальная цилиндрическая меркаторская проекция. Проекция позволяет изображать географические меридианы прямыми и параллельными между собой линиями, перпендикулярными другой системе параллельных между собой прямых линий, являющихся географическими параллелями. Для того чтобы получить меркаторскую проекцию (рис. 38, а), представим себе земной шар, а проще географический глобус с нанесенными на него линиями меридианов и параллелей; который по экватору "закутан" в цилиндр, ось которого совпадает с осью земного шара (глобуса). Затем спроектируем изображения земных меридианов и параллелей на поверхность цилиндра и развернем его в плоскость. Полученная на плоскости картографическая сетка, являясь нормальной цилиндрической проекцией, будет выглядеть как система прямых параллельных между собой линий - земных меридианов, перпендикулярных другим параллельным между собой прямым - параллелям.

Однако при этом длина меридианов не изменится, в то время как параллели растянутся по длине экватора, оставаясь параллельными ему. Параллели близ экватора растянутся незначительно, однако по мере удаления от него, т. е. с увеличением широты, растяжение будет увеличиваться.

Определим, как увеличилась каждая параллель в любой широте ф. Обозначим через г радиус параллели АВ (рис. 38, б) и через R - радиус Земли. Угол BOQ определит выбранную широту Можно сказать, что длина любой параллели, умноженная на секанс широты этой параллели, будет равна длине экватора, или, удлиняясь до окружности экватора, любая параллель растягивается пропорционально секансу широты.

Однако полученная проекция не является равноугольной, поскольку параллели на ней растянулись пропорционально секансу широты, а длина меридианов осталась прежней. Для того чтобы она стала равноугольной, надо и меридианы растянуть так же, как растянулись параллели, т. е. пропорционально секансу широты. Теперь полученная проекция равноугольна, т. е. подобие фигур и равенство углов между опреде ленными направлениями сохраняется; линия постоянного курса (локсодромия) будет только прямой линией, пересекающей меридианы под одним и тем же углом; масштаб в пределах карты меняется незначительно. Следовательно, и первое, и второе требования к проекции морской карты оказались выполненными.

Масштабы и классификация морских карт по назначению. Масштабом карты называется отношение длины какой-либо линии на карте к действительной длине этой же линии на земной поверхности. Масштабы бывают числовые и линейные. Масштаб, выраженный в виде дроби, числитель которой единица, а знаменатель - число, показывающее, скольким единицам длины на поверхности Земли равна единица длины на карте, называется числовым, или численным. Например, 1:100 000 означает, что одной единице длины на карте соответствует 100 000 таких же единиц на земной поверхности (1 см на карте, например, равен 100 000 см на местности.

Масштаб, показывающий, сколько более крупных единиц длины на местности содержится в одной более мелкой единице длины на карте, называется линейным. Например, 10 км в 1 см или 3 мили в 1 см.

На морских картах в меркаторской проекции линейный масштаб изображается делениями боковых рамок карты. Так как меридианы в меркаторской проекции растягиваются с увеличением широты, то длина изображения на такой карте одной минуты широты, или одной морской мили, по мере удаления от экватора будет увеличиваться. При измерении расстояний на карте следует пользоваться боковой рамкой карты на той же параллели, что и измеряемое расстояние.

Морские карты служат для ведения навигационной прокладки и для получения сведений о районе плавания. Карты классифицируются в зависимости от назначения. Все морские карты делятся на две группы: навигационные и вспомогательные (справочные).

Морские навигационные карты по своему содержанию и масштабу делятся на генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты изображают заливы, моря, океаны или их части. Эти карты служат для общего изучения условий плавания на протяжении всего рейса, на них выполняют предварительную прокладку перехода и делают общие расчеты, связанные с рейсом судна. Масштаб генеральных карт обычно от 1:500 000 до 1:5 000 000.

На путевых картах изображают отдельные районы перехода судна, на них содержатся все необходимые подробности для безопасного плавания и подхода к берегу. Следовательно, масштаб путевых карт не должен быть слишком мелким. Издаются путевые карты в масштабах от 1:100 000 до 1:500 000.

На путевых картах ведется прокладка пути судна и производятся определения его мест. Поскольку путевые карты изображают отдельные части моря, то по мере продвижения судна приходится переходить с одной карты на другую. На путевых картах в зависимости от районов моря изображается и определенная часть прибрежной полосы.

Частные карты предназначены для плавания вблизи берегов и в стесненных районах - проливах, шхерах, подходах к портам и т.д. Масштабы частных карт от 1:25.000 до 1:75 000.

Планы додержат изображения со всеми подробностями бухт, гаваней, рейдов, портов и предназначены для входа в порты, прохода узкостей. Планы составляются в масштабах от 1:500 до 1:25 000.

Географическими элементами являются изображения берегов океанов, морей, заливов, населенных пунктов, рельефа морского дна и суши.

Навигационные элементы - порты, средства навигационного оборудования, морские каналы, фарватеры, навигационные опасности, навигационные ориентиры и другие сведения, имеющие навигационный характер.

Надписи - заголовки карт, различные пояснения и предупреждения, географические названия, данные об издании карты и ее корректуры.

Элементами дополнительной характеристики являются небольшие крупномасштабные планы портов или карты важных в навигационном отношении участков побережья, которые помещаются на свободных местах листа карты, а также таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков и т. п.

Все перечисленные элементы содержания карты наносят условными знаками и символами, а также условными сокращениями, которые приводятся в периодически переиздаваемой Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНиО МО) книге "Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей" (приложение 2, листы 1, 2, 3).

Прежде чем пользоваться морской картой, следует ее внимательно изучить. Для этого надо научиться читать карту. Чтобы уметь читать карту, необходимо разбираться во всех условных обозначениях и дополняющих их сокращенных надписях.

Изучая карту, следует прежде всего начинать с чтения ее заголовка, всех примечаний и предостережений, помещенных на карте. Затем надо ознакомиться с навигационно-географическими данными района, изображенного на карте; глубинами, грунтами, навигационными опасностями, береговой чертой, различными навигационными знаками, маяками, огнями. Особое внимание следует уделить изучению опасностей (рифов, банок, затонувших на небольшой глубине судов) и их навигационного ограждения.


Морская навигационная карта – карта, предназначенная для обеспечения задач судовождения. Картой называется изображение на плоскости части или всей земной поверхности.
Навигационные карты применяются для графического учета движения судна во время плавания, на ней прокладываются курсы и пеленги на ориентиры (рис. 3.21). Чтобы судно могло осуществить переход из одного пункта в другой, необходимо выбрать кратчайший и безопасный путь, для этого делается подборка карт по маршруту следования.

Требования к морской навигационной карте:
1) линия курса и пеленгов должны изображаться прямыми линиями;
2) карта должна быть равноугольной.

Картографическая проекция, удовлетворяющая этим требования, называется меркаторской (Меркатор – голландский картограф, предложил эту проекцию в 1569 г.).
На навигационных картах отображаются:
– береговая линия и глубины;
– рельеф дна и навигационные опасности;
– навигационное оборудование;
– фарватеры;
– места якорных стоянок;
– сведения о магнитном склонении, ледовом режиме, грунте дна;
– районы, запрещенные для плавания.
Различают:
– генеральные карты;
– путевые карты, имеющие масштаб 1:100’000-1:500’000;
– частные карты, имеющие масштаб 1:25’000-1:50’000; и
– морские планы, имеющие масштаб 1:500-1:25000.


Для того чтобы правильно пользоваться картой, надо уметь читать ее, т. е. понимать все нанесенные на карту условные обозначения и правильно разбираться в них. Чтение карты следует начинать с заголовка, в котором указывается ее название (район плавания), числовой масштаб с указанием главной параллели, к которой он отнесен, меры, в которых даны глубины и высоты прибрежных гор, а также год, к которому приведено магнитное склонение. После заголовка прочитывают расположенные под нижней рамкой отметки о датах последней (большой и малой) корректуры данной карты и год ее издания. Все примечания, предупреждения (печатающиеся красным цветом), рисунки маяков и планы портов помещаются на карте таким образом, чтобы не закрывать береговой черты и водной поверхности.
Адмиралтейский номер карты состоит из пяти цифр. Первая из них обозначает район Мирового океана, вторая – масштаб карты, третья – район океана или море, последние две цифры – порядковый номер карты данного района океана или моря.
После предварительного знакомства с картой подробно просматривают район, в котором предстоит плавать, чтобы во всех подробностях изучить навигационную обстановку – глубины, опасности и систему их ограждения, береговую черту, расположение маяков и знаков. Для изображения на карте состояния и особенностей поверхности моря его дна и побережья применяется система условных обозначений.
Глубины на современных картах показываются в метрах и дециметрах. Точки с одинаковыми глубинами соединяются линиями равных глубин – изобатами. Изобата отделяющая прибрежное мелководье либо отдельную мель или банку, называется линией опасности, или предостерегательной изобатой.

Грунты обозначаются условными сокращениями, например: П – песок, И – ил, Кор – кораллы и т. д. Сложные грунты указывают сочетаниями сокращений составляющих грунтов: ИП – илистый песок, ГрП – гравий с песком, СрГл, МК – серая глина, мелкий камень. Буквами обозначаются также цвет и характеристика грунта: жлП – желтый песок, срмПГл – серый мелкий песок с глиной. Если составляющие грунта располагаются слоями, то первым пишется верхний слой мППл – мелкий песок на плите.
Естественные навигационные опасности – банки, мели, рифы дают на картах контуром из точек с обязательным указанием наименьшей глубины над ними.
Все остальные морские опасности обозначаются различными условными знаками.
Если положение или существование показанной на карте опасности вызывает сомнения, то рядом с обозначением такой опасности или внутри нее ставятся пометки: ПС – “положение сомнительно” или СС – “существование сомнительно”.
Места якорных стоянок обозначаются рисунком якоря. Изображение якоря без штока означает стоянку для малых судов, а якоря со штоком – для больших судов. Район с плохим грунтом обводят пунктиром с надписью: плх (плохой грунт).
Освещаемые знаки и маяки имеют на карте цветные изображения огней и их характеристики. Расцветка маячных огней показывается цветными окружностями с центром в точке нахождения маяка или частями окружности в пределах угла освещения. Характеристика огня дается рядом с маяком в одну строчку, например: ГрПр(3)(25с)10М(н), что означает – группопроблесковый огонь с тремя проблесками и периодом 25 с, Дальность видимости 10 миль, туманный сигнал – наутофон.


Створы обозначают на картах сплошными линиями (ходовая часть) и пунктиром (неходовая часть, а также поворотные и секущие створы на мерных линиях).
Морские течения, которые необходимо учитывать при прокладке, наносят на карты в виде стрелок: показывающие направление постоянного течения – с оперением, переменное – волнистой линией. Скорость течения с точностью до 1/4 уз пишется сверху стрелки. Приливные течения обозначают стрелкой с оперением сверху, отливные – без оперения. Различные приметные строения и предметы на берегу, чье место определено, – церкви, башни, отдельные высоты, – также показывают условными знаками. Точное место показанного на карте предмета относится к середине основания или к центру условного знака.
Представляющие для мореплавателя серьезную опасность затонувшие суда обозначаются пятью различными знаками: для затонувших судов с частями корпуса, возвышающимися над водой; с мачтами над водой; для судов, глубина над которыми меньше 18 м и больше 18 м; осыхающих.

Определение

Морская навигационная карта (МНК) - карта , которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора , которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна , глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры, места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информацию о приливах, а также данные об участках суши, попавших в поле карты (реки, рельеф, дорожная сеть, населённые пункты и другое).

Элементы морской навигационной карты

Элементы математической основы карты

- масштаб карты ; - проекция ; - геодезическая и высотная основы; - внутренние рамки и их разбивка; - картографическая сетка;

Элементы содержания

Специальные морские

- рельеф морского дна; - навигационные опасности; - грунты морского дна; - средства навигационного оборудования (СНО); - навигационные ориентиры; - фарватеры; - морские каналы и рекомендованные пути; - системы разделения движения судов; - различные районы на морской части карты; - гидрологические элементы; - мерные линии; - подводные кабели; - элементы специальной нагрузки.

Общегеографические элементы

- береговая линия с обозначением характера берега; - гидротехнические сооружения; - гидрографическая сеть и рельеф суши; - населенные пункты; - дорожная сеть; - почвенно-растительный покров; - государственные границы; - элементы земного магнетизма.

Надписи и элементы оформления

- заголовок карты; - графики и шкалы масштабов; - схемы; - виды берегов, ориентиров и СНО; - предупреждения и примечания; - надписи; - элементы зарамочного оформления.

Классификация и назначение морских навигационных карт

По масштабу и назначению морские навигационные карты делятся на:

Генеральные (масштаб 1 5 000 000 - 1:1 000 000); - путевые (масштаб 1 1 000 000 - 1: 100 000); - частные (масштаб 1 100 000 - 1:25 000); - морские планы (масштаб 1 25 000 - 1: 500);

Генеральные карты

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов.

Путевые карты

Путевые карты предназначены для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости.

Частные карты

Частные карты предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.)

Морские планы

Морские планы предназначены для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

Коллекции морских навигационных карт

Карты коллекции ГУНиО

В СССР, а теперь в России, морские навигационные карты издаются ГУНиО МО РФ на листах размером 75х100, 50х75, 38х50 см. в масштабе от 1:500 до 1:10000000. Нумерация навигационных карт производится по схеме ABCDD, где: A - морской район, B - масштаб, C - море или часть морского района, DD - номер карты в районе (увеличение нумерации по часовой стрелке начиная с севера). карты совместимые с международыми, имеют второй номер начинающийся с Int и выпускаются на двух языках - русском и английском. В основном использовались системы координат "Пулково 1942" и "Потсдам 1950", в настоящее время чаще используется система "WGS-84 " Так же выпускаются: Специальные навигационные карты: Радионавигационные, Навигационно-промысловые, и т.п. Вспомогательные и справочные: Карты сетки без элементов специальной морской остановки (для плавания в дали от берегов), карты районов боевой подготовки кораблей ВМФ , атласы течений и т.п. Для корректуры карт еженедельно выпускаются "Извещения Мореплавателям"

Карты Британской коллекции

Коллекция Британского Адмиралтейства не подвержена экономическим или политическим рискам. Карты удобны в использовании и корректуре (выпускаются кальки).Карты имеют префикс BA и номер от 1 до 4999, например BA2246 или BA34. Также может существовать префикс AUS, если карта является перепечаткой австралийской карты или NZ – новозеландской карты.

Электронные навигационные карты

Предназначены для использования в навигационных целях в Электронно-картографических навигационных информационных системах (ЭКНИС). Разделяются на две основные категории: векторные и растровые.

Литература

Правила корректуры морских карт и руководств для плавания в береговых корректорских подразделениях ВМФ и на гражданских судах, изд. пятое, переработанное и дополненное, Санкт-Петербург, 2006

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

В предыдущей статье мы обобщили и систематизировали . Пора переходить к решению практических задач с использованием морских навигационных карт (общепринятое сокращение — МНК). Ранее мы рассмотрели . Сейчас узнаем, какая информация имеется на морских навигационных картах, как снимать расстояния с рамки карты, как прокладывать направления в яхтинге и как поддерживать морские навигационные карты на уровне современности (т.к. на морском театре постоянно происходят различные изменения — ставятся новые навигационные знаки, причалы, меняются глубины и т.п.).

Обзор морских навигационных карт.

Итак, начнём с краткого обзора видов морских карт. Они подразделяются на морские навигационные карты (собственно МНК), специальные, справочные, озёрные и речные. Морские навигационные карты подразделяются, в свою очередь, на:

— планы (масштабы 1:1000 — 1:25 000). Наиболее крупный масштаб, наиболее полная информация. Планы используются для заходов в порты, при плавании в узкостях и других подобных случаях. Часто планы приводятся на основной морской навигационной карте более мелкого масштаба в виде врезок. На планах очень часто приводятся линейные масштабы в метрах и кабельтовых;

— частные морские навигационные карты (масштабы 1:25 000 — 1:75 000) Также довольно крупный масштаб. Используются в условиях, сходных с условиями использования планов, когда последних либо нет в наличии, либо они вообще не изданы для данного района;

— путевые морские навигационные карты (масштабы 1:100 000 — 1:500 000). Наиболее распространены. Их используют при яхтинге между пунктами назначения и в зависимости от совокупности факторов навигационной обстановки;

— генеральные морские навигационные карты (масштабы 1:500 000 — 1:5 000 000 и мельче). На таких картах изображены очень большие участки мирового океана, целые моря, океаны или их части. Используются для наглядного представления навигационных условий на целом длительном яхтенном переходе, предварительной прокладки и счисления пути яхты (вместе с путевыми картами или картами-сетками).

Специальные морские навигационные карты:
— карты-сетки. Это особый вид морских карт, составленных специально для точного ведения счисления и оформления обсерваций (определения места судна) при плавании в океанах на участках, где нет ни берегов, ни ориентиров и для которых не составлены путевые карты. Такие карты представляют собой «чистый» лист бумаги, на который нанесены только сетки параллелей и меридианов. При этом обозначены только значения широт. Долготы яхтсмены проставляют вручную в соответствии с местом своего нахождения. Поэтому говорят, что карты-сетки имеют скользящую сетку долгот;
— радионавигационные карты, на которые нанесены особые сетки для определения места судна с помощью радионавигационных систем;
— шлюпочные карты;
— другие, в зависимости от содержания.

Справочные карты:
— в зависимости от назначения: навигационно-промысловые, карты гидро-метеорологических элементов, карты, построенные в гномонической проекции и т.д.

Оформление морских навигационных карт.

Теперь перейдём к оформлению морских навигационных карт, содержащем массу необходимой и полезной информации. Оформление включает в себя заголовок и зарамочные надписи. В заголовке карты приводится основная информация о районе, для которого составлена карта и о самой карте. Тут указывается названия портов, морей, проливов и т.п. Над заголовком карты всегда находится знак (типа герба) гидрографической службы, которая выпустила данную морскую навигационную карту. Под собственным названием карты проставляется масштаб карты и единицы измерения приведенных на ней цифрами глубин (в метрах, футах или морских саженях). На это всегда нужно обращать внимание, чтобы не путать истинные значения глубин при сопоставлении их с осадкой своей яхты. Для этого рекомендуется перевести значения действительной осадки яхты в те единицы измерения, которые использованы для обозначения глубин на морской навигационной карте. Тогда не будет никакой путаницы. Далее указывается точка, относительно которой отсчитываются глубины (так называемый нуль глубин). Указаны также единицы измерения высот объектов, сведения для нанесения на карту места судна, полученного при помощи глобальной спутниковой навигационной системы (GPS), используемая в данном районе система навигационного ограждения, картографическая проекция и источники информации, использованные при составлении карты. Ещё ниже приводятся другие важные для яхтсменов сведения по использованию данной морской навигационной карты. Отсюда правило: перед любым использованием карты в яхтинге всегда необходимо внимательно и не торопясь ознакомиться с её заголовком и принять к учёту всю содержащуюся там информацию!

Зарамочные надписи содержат адмиралтейский номер карты, даты её первого и новейшего издания, даты корректур, масштаб по экватору, сведения об источниках информации при составлении морской навигационной карты, её геодезической основе, организации, осуществлявшей контроль за изданием и самом издателе, а также дате её издания.

На самой морской навигационной карте могут быть приведены и другие сведения, которые необходимы для безопасного яхтинга, такие, как таблицы течений, сведения о приливах, планы-врезки портов, узкостей и т.п. На некоторых картах изображают (и это очень удобно) рамки других карт, охватывающих прилежащие районы с указанием адмиралтейских номеров этих карт.

Здесь обязательно следует остановиться на специальном издании, при помощи которого подбираются карты, необходимые для определённого перехода. Это каталог карт и книг. Он устроен логично и просто. Настолько, что нет необходимости рассматривать его очень подробно. Возьмёте его в руки, не спеша пролистаете, и всё станет ясно. В двух словах (и совсем не в строгих морских терминах), это — альбом, составленный из очень мелкомасштабных карт, охватывающих большие районы мирового океана. А на этих картах, в свою очередь, нарисованы границы (рамки) более крупномасштабных (а, значит, охватывающих значительно меньшие районы) карт, и обозначены их адмиралтейские номера. Вот, собственно и всё. Здесь наглядно видно, какие морские навигационные карты понадобятся вам для проработки перехода и яхтинга.

При прокладке предварительных курсов внимательно изучается сама морская навигационная карта, проверяется соответствие глубин проходной осадке судна с учётом проседания, влияния мелководья и приливо-отливных явлений. Оценивается наличие и близость навигационных опасностей и прорабатываются меры по уклонению от них. Выделяются карандашом наиболее значимые ориентиры, глубины, наносятся районы возможных укрытий и т.д.

У каждой карты имеются рамки — вертикальная и горизонтальная. Эти рамки очень важны для нас, особенно вертикальная. С них снимаются координаты точек, по ним наносятся точки на карту по заданным координатам, с них мы снимаем расстояния. Мы помним, что расстояния на море измеряются в морских милях. А морская миля — это одна минута дуги меридиана. Но ведь и широты у нас тоже измеряются в градусах и минутах дуги меридиана! Верно, именно так. И эти самые широты в градусах и минутах нанесены на вертикальную рамку морских навигационных карт (одинаково — и справа, и слева). Следовательно, если мы возьмём измеритель, и установим его одну ножку на отметку 23° широты, а другую — на 24°, то в растворе измерителя получим 1°! А сколько в одном градусе минут? Ясное дело — 60. А что такое 60 минут? Это 60 морских миль. Так вот незатейливо мы снимаем с вертикальной рамки карты 60 морских миль.

Теперь, не меняя раствора измерителя, мы можем где угодно и как угодно отложить на морской навигационной карте наше расстояние в 60 миль (не забывая о том, что лучше всё-таки его откладывать на той параллели, где мы это расстояние снимали — в нашем случае — 23° и 24°). Соответственно, в каждой минуте — 60 секунд. Но секунды дуги применяются в обозначениях широт только на картах очень крупного масштаба, а так, в основном, используют деление одной минуты на десять частей (чтобы получить кабельтовы). Так что если мы наткнёмся на секунды, их придётся переводить в кабельтовы (т.е. десятые минуты), или в метры, если мы работаем на плане. А что делать? Такова наша суровая яхтенная жизнь. На горизонтальной рамке разбивка осуществлена на экваториальные мили, или, что принципиально одно и то же, на градусы и минуты долготы. Для снятия долгот она только и используется.
Необходимо обратить особое внимание на то, что часто по невнимательности неопытные яхтсмены пытаются использовать горизонтальную рамку для снятия расстояний. Было бы смешно, если бы не было грустно! Это очень распространённая ошибка. И она свидетельствует о слабой подготовке! Так что постарайтесь её не совершать.

Инструменты для работы на морских навигационных картах.

Теперь об инструментах, с которыми нам работать на морской навигационной карте.

Ластик.Бережно относитесь к карте, после окончания перехода принято стирать свои пометки и построения. Перед началом работы с морской навигационной картой проверьте, чтобы не осталось старых пометок и построений: они могут внести путаницу.

Карандаш должен быть твердо-мягким. Твердый карандаш будет царапать бумагу, а мягкий – давать много грязи. Уберите в сторону все маркеры и ручки, чтобы ненароком не спутать их с карандашом и не испортить карту.

Измеритель штурманский. Не стоит его путать с циркулем. У измерителя две иглы, а у циркуля — одна и пишущий элемент. При пользовании одну ножку измерителя утыкают в один объект, а другую — в другой. Потом, не меняя раствора, переносят измеритель на вертикальную рамку и смотрят, сколько минут приходится на раствор измерителя. Вот сколько их приходится, столько миль и будет между объектами. Циркуль тоже используется. Им в яхтинге не меряют расстояния, а рисуют окружности и разные кривые.

Штурманский транспортир бывает, в основном двух видов, но чаще встречается в виде треугольника (почему его иногда и называют, что не очень правильно, треугольником). Пользоваться транспортиром нужно внимательно и вдумчиво. Хотя он и устроен, в принципе, как обыкновенный школьный транспортир, но небольшая хитрость всё-ж таки есть. Дело в том, что мы делим горизонт (и морскую навигационную карту, соответственно) на 360°. А транспортир выполнен в сегменте 180°. Поэтому на него нанесено два ряда делений, один — от 0° до 180°, а другой — от 180° до 360°. При этом еще иногда эти ряды сами по себе выполнены так, что первая половина первого ряда — в нижней части, а вторая — в верхней. Та же штука и со вторым рядом.

Смысл в том, что перед прокладкой на морской навигационной карте какого-либо угла с помощью транспортира, нам нужно грубо представить, как его линия будет выглядеть, чтобы не отложить вместо прямого направления — обратное (например, 40° вместо 220°). Если мы чертим из точки местоположения нашего судна на карте курс 45°, то сначала представим просто визуально, как пойдёт курс по карте, а потом отложим его точно с помощью транспортира. Особенно внимательным нужно быть при прокладке пеленгов. Необходимо чётко представить, какой пеленг мы откладываем, с судна на объект, или с объекта на судно. Именно тут чаще всего случаются ошибки даже у достаточно опытных яхтсменов.

При этом помним следующее: если мы берём направления с предмета на судно или с судна на предмет, то мысленно представляем себе линию и прикидываем, сколько это будет градусов (по крайней мере — больше или меньше 180°). У нас на транспортире две шкалы, одна для значений меньше 180°, другая — больше 180°. А так как мы уже прикинули, какой нам шкалой (большей или меньшей) пользоваться, то и снимаем с неё значение, подходящее под нашу прикидку.

Параллельная линейка - очень употребительный штурманский инструмент. Он состоит из двух одинаковых половинок, соединённых между собой параллельными пластинами. Пластины подвижны и это позволяет раздвигать обе половинки так, что они остаются параллельными друг другу (поэтому линейка так и называется).

Часто в яхтинге применяется так называемый , совмещающий в себе линейку, транспортир и вращающее кольцо. Очень удобен для работы с морской навигационной картой в условиях сжатого пространства штурманского места яхты.

Ну вот, теперь мы полностью готовы к проработке перехода на морской навигационной карте. Но об этом в .

По материалам книги "Основы навигации" А.Е.Селезнев

gastroguru © 2017